Наставления Аджана Сумедхо – Доброта (метта, майтри)

Алексей Севериненко

26/09/2016 ·

И снова Аджан Сумедхо с наставлениями по практике медитации. Сегодня будет про любовь ))
______________________________________________

Доброта (пали метта, санскр. майтри)

В английском [и в русском — прим. пер.] языке слово «любить» часто относится к «чему-то, что мне нравится», например: «я люблю пареный рис», «я люблю сладкое манго». В действительности мы хотим сказать, что этот предмет нам нравится. Когда нам нечто нравится, мы привязаны к этому предмету, как это бывает в случае какой-нибудь пищи, которая нам по-настоящему приятна, которую мы съедаем с удовольствием. Мы не «любим» эту пищу.

Метта (майтри) означает, что вы любите своего врага; но это не значит, что ваш враг вам нравится. Если какие-то люди хотят вас убить, и вы говорите: «они мне нравятся!», — это глупо. Но мы можем любить их, что означает, что мы способны воздерживаться от неприятных мыслей и мстительности, от любого желания повредить им или уничтожить их. Даже несмотря на то, что они могут вам не понравиться, — ведь это несчастные, жалкие люди, — вы всё же можете проявлять по отношению к ним доброту, великодушие и милосердие. Если бы в эту комнату вошёл какой-то грязный и неприятный, уродливый и больной пьяница, в котором нет ничего привлекательного, было бы смешно говорить: «Этот человек мне нравится». Однако мы можем любить его, не погрязнув в отвращении, не будучи захваченными своей реакцией на его неприятную внешность.

Именно это мы подразумеваем под меттой.

Иногда в нас есть такие черты, которые нам самим не нравятся; но метта означает — не быть захваченными своими мыслями, взглядами, проблемами, размышлениями и чувствами своего ума. Поэтому метта становится непосредственной практикой большой внимательности. Быть внимательными означает проявлять метту к страху, скрывающемуся в нашем уме, к гневу, к ревности. Метта означает не создавать проблем вокруг существующих условий, а дать им возможность прекратиться, угаснуть. Например, когда у вас в уме возникает страх, вы можете проявить к нему метту: это значит, что вы не порождаете к нему отвращения, а способны просто принять его присутствие и дать ему возможность прекратиться. Вы можете также свести страх до минимума, признав, что этот страх — того же рода, что и страх, присущий всем живым существам, в том числе и животным. Это не мой страх, не личный страх; этот страх безличен. Мы начинаем чувствовать сострадание к другим существам, когда понимаем то страдание, которое заключается в реагировании на страх в нашей собственной жизни: это — боль, например, физическая боль от удара, когда кто-то вас толкнул. Боль подобного рода — точно такая же боль, какую чувствует собака, когда её пинают ногой; поэтому вы можете испытывать метту к боли, что означает доброту, терпение, свободное от отвращения. Мы можем работать с меттой изнутри, применяя ее ко всем своим эмоциональным проблемам. Вы думаете: «я хочу избавиться от этого чувства, как оно ужасно!» Но разве это не будет отсутствием метты по отношению к самим себе? Распознайте же это желание — «избавиться»! Не пребывайте в неприязни к существующим эмоциональным условиям. Вам не нужно притворяться, что вы оправдываете свои ошибки; вы не думаете: «мне нравятся мои ошибки». Некоторые люди настолько глупы, что говорят: «мои недостатки делают меня интересным; я — очаровательная личность благодаря своим слабостям». Метта заключается не в том, чтобы создавать себе условия, заставляющие верить, что вам нравится нечто, вам неприятное. Метта просто означает — не пребывать в состоянии неприязни. Легко испытывать метту по отношению к чему-то, что вам нравится, скажем, к прелестным малышам, к людям приятной наружности с хорошими манерами, к щенкам и котятам, красивым цветам; мы можем проявлять метту и к самим себе, когда хорошо себя чувствуем: «Сегодня я доволен собой». Когда дела идут хорошо, легко испытывать добрые чувства к тому, что хорошо, приятно и красиво. Вот тут-то мы можем потеряться. Метта — это не просто благие пожелания, приятные переживания и возвышенные мысли; метта всегда весьма практична.

Если вы очень идеалистичны и кого-то ненавидите, тогда вы чувствуете: «Мне не следует ненавидеть кого бы то ни было. Буддисты должны проявлять метту ко всем живым существам. Мне нужно любить каждого человека. Если я хороший буддист, я должен относиться ко всем с приязнью». Все эти размышления — плод оторванного от действительности идеализма. Проявляйте метту к неприязни, которую вы чувствуете, к мелочности ума, к ревности, к зависти — это значит мирно сосуществовать, не создавать проблем и затруднений из тех тягот, которые возникают в нашей жизни, в нашем уме и теле.

В Лондоне, спускаясь в метро, я обычно сильно расстраивался. Я ненавидел его, ненавидел эти отвратительные подземные станции с рекламными плакатами и огромными толпами людей в грязных омерзительных поездах, которые с ревом проносятся по туннелям. Я чувствовал полное отсутствие метты, т.е. терпеливой доброты; я был погружён в неприязнь; и тогда я решил заняться практикой терпеливой доброты во время поездок по лондонскому метро. И тогда я начал чувствовать в этих случаях подлинное удовольствие вместо того, чтобы негодовать, начал испытывать добрые чувства к находящимся там людям. Всякое отвращение и недовольство исчезло — совершенно.

Когда вы чувствуете неприязнь к кому-то, вы можете отметить склонность добавлять к этому чувству следующие рассуждения: «Он сделал то-то и то-то; он ведет себя так-то, а ему не следовало бы так себя вести». Но вот в случае, если вам кто-то по-настоящему нравится, вы говорите: «Ему можно сделать то-то и то-то, ведь это — хороший и добрый человек». Если же кто-то говорит, что этот человек в действительности нехорош, вы сердитесь. Если вы ненавидите кого-то, а другой хвалит этого человека, вы также сердитесь; вы не хотите и слушать о том, как хорош ваш враг. Когда вы полны гнева, вы не в состоянии представить себе, чтобы ненавистный вам человек мог обладать какими-то добродетельными качествами; а даже если это и так, вы никогда не можете вспомнить хотя бы одно из них; вы способны припомнить лишь плохое. Когда же вам кто-то нравится, даже его недостатки могут казаться вам милыми — «безвредными, незначительными недостатками».

Поэтому распознавайте подобный подход в вашем собственном опыте; наблюдайте силу приязни и неприязни. Метта, или терпеливая доброта, — это весьма полезное и действенное орудие, когда мы имеем дело со всеми ничтожными мелочами, которые ум возводит вокруг неприятных переживаний. Метта также оказывается весьма полезным методом для тех, чей ум склонен к анализу и критике. Они способны видеть во всём только недостатки, но никогда не смотрят на самих себя, а видят только то, что происходит «вовне».

Сейчас весьма обычными стали постоянные жалобы на погоду или на правительство. Личное высокомерие порождает эти и впрямь отталкивающие комментарии ко всему происходящему; или вы начинаете говорить о ком-то отсутствующем, буквально разрывая его на части, — вполне разумно и объективно. Вы так аналитичны; вы в точности знаете, в чём нуждается этот человек, знаете, что он должен делать, а чего не должен, почему его дела обстоят так и не иначе. Иметь такой острый критичный ум и знать, что следует делать каждому, — это факт весьма впечатляющий. Разумеется, вы говорите: «На самом деле я гораздо лучше, чем они».

Но речь не идет о том, чтобы закрывать глаза на недостатки и изъяны во всём окружающем. Вы просто мирно сосуществуете с ними. Вы не требуете, чтобы всё шло по-иному. Таким образом, метта иногда требует от нас, чтобы мы не обращали внимания на собственные недостатки и на недостатки другого человека; это не означает, что вы ничего этого не замечаете; просто вы не создаёте вокруг них никаких проблем. Вы прекращаете подобные слабости, будучи добрыми и терпеливыми и мирно сосуществуя с ними.